Впервые столкнувшись с варганом, люди очень часто задаются вопросами: какие звуки варгана могут быть, возможно ли исполнение на нем мелодий, насколько звуки инструмента близки звукоряду современной музыки и др. Попробуем разобраться.
Звук варгана получается в результате вибрации язычка инструмента относительно рамки. Основной тон варгана считается самым низким и возникает в результате колебаний всей длины язычка. Такой звук можно услышать только на инструментах, которые не прижаты к зубам. Но язычок может вибрировать не только полностью, но и по частям. Каждая из частей отвечает за определенной высоты звуки, вместе образующие аккорды. Дополнительные звуки, более высокие, именуются обертонами.
Обертона обозначаются с помощью чисел, которые указывают на колеблющуюся часть язычка. К примеру, 1 указывает на основной тон, 2 – на звучание только половины язычка, 3 – его третьей части и т.д. При изменении объема полости рта выбирается положение, в котором возможен резонанс воздуха на одном из обертонов, что усиливает его звучание, делая его более слышимым и громким. Точно так же выделяются прочие обертоны, используя которые вполне можно играть мелодии.
Звукоряд, образуемый обертонами, называется натуральным. Многие считают, что он был впервые описан Пифагором. Если допустить, что основной тон варгана соответствует ноте С (до) большой октавы, то можно определить частоту звука – она равна 65,41 Гц. При втором обертоне частота увеличивается вдвое и составляет уже 130,82 Гц, что соответствует до малой октавы. Высота 3-го – 196,23 Гц (соль малой октавы). Таким образом, можно определить высоту звука всех обертонов и их отклонение от привычного звукоряда.
Играя на инструменте все обертоны, можно получить гамму, которая очень похожа на мажорную гамму.
Бытует мнение, что обертона варгана имеют отличия от расчетных. Но последние проведенные опыты показывают, что теоретические и практические значения довольно схожи. Также выяснилось, что некоторые ступени ряда обертонов отличны от темперированного, что может стать помехой использования варгана в качестве мелодического инструмента в ансамбле с фиксированным строем инструментами.
В то же время, сольная мелодия или сыгранная с иными обертонными инструментами отличается гармоничностью. Допускается использование нескольких разнотональных варганов друг за другом.
В целом, мажорные мелодии не содержат пониженных и повышенных нот, могут довольно легко исполняться на варгане. Звукоряд натуральный, отличный от принятого в музыке, не менее гармоничен и красив.